Готовность к выбору профиля профессии. Профориентация в подростковом возрасте, выбор профессии, самоопределение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ф ормирование готовности старшеклассников к выбору профессии

Общая характеристика работы

профессия выбор старшеклассник

Актуальность проблемы исследования. В современных условиях модернизации отечественного образования значительно актуализируется необходимость подготовки учащихся к выбору и успешному вхождению в мир профессионального труда. Современные старшеклассники еще до окончания школы должны определиться в своем профессиональном выборе.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) одной из стратегических задач общего образования является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии.

Социальные предпосылки, актуализирующие исследования данной проблемы, связаны с основными функциями, которые выполняет сегодня система образования: стабилизацией, социализацией, обеспечением отраслей экономики кадрами разного уровня квалификации.

Практика показывает, что отдельные выпускники общеобразовательных школ все еще не видят для себя ясного жизненного пути, не представляют своей профессиональной карьеры, не могут адекватно оценить свою профессиональную перспективу. Это связано с тем, что старшеклассники не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда, не могут учитывать особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности, не имеют явных представлений о характере трудовой деятельности. Большинство молодежи стремится к достижению желаемого образа жизни, к занятию определенной профессиональной ниши, но конкретная профессиональная деятельность не рассматривается ею как часть будущего образа жизни.

Анализ современного состояния проблемы формирования готовности старшеклассников к выбору профессии, их самоопределения с позиции требований времени позволил выделить основные направления практического решения проблем, возникающих при самоопределении подрастающего поколения. К этим направлениям относятся: общественно значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков); системный подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков); система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, З.В. Садретдинова, С.Н. Чистякова, Б.А. Федоришин); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (Н.П. Воронин, Ю.М. Забродин, В.Д. Шадриков); теоретические и методологические основы профессиональной консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко, В.В. Рыжов).

Юношеский возраст, согласно результатам исследований отечественных ученых (А.Е. Голомшток, С.Б. Елканов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.), является периодом уточнения своего социально-профессионального статуса. Однако в образовательной деятельности современной школы реализация задач профессиональной ориентации старшеклассников осуществляется не всегда полно и недостаточно системно; слабо используется образовательно-воспитательные возможности системы профориентационной работы по определению интересов, способностей, склонностей учащихся к определенному виду деятельности (С.Я. Батышев, Е.П. Белозерцев, В.Б. Бондаревский, С.О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало, А.И. Пискунов, В.А. Сластенин и др.). Количество и состав специальностей, по которым готовит выпускников система профессионального образования, не всегда соответствует спросу на эти профессии на рынке труда, что в большей степени связано с популярностью определенных профессий среди абитуриентов.

Анализ теоретических исследований и практического опыта позволил выделить противоречия между:

Объективной необходимостью восстановления в общеобразовательных учреждениях профориентационной работы и практическим ее отсутствием;

Готовностью учащихся к выбору профессии как необходимого условия успешной социализации и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ формирования у старшеклассников способности делать сознательный выбор той или иной профессиональной деятельности.

Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы научно-практические основы формирования готовности старшеклассников к сознательному выбору профессии и педагогические условия, способствующие этому процессу.

Цель исследования: разработка концепции формирования готовности студентов к сознательному выбору профессии.

Объект исследования : профессиональная ориентация старшеклассников современной школы.

Предмет исследования: формирование готовности старшеклассников к выбору профессии в условиях модернизации образования.

Гипотеза исследования : формирование готовности старшеклассников к выбору профессии будет успешным, если:

Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии рассматривается как деятельностный процесс на основе системной профориентационной подготовки;

Учитываются возрастные особенности, а также индивидуально-личностные склонности и способности учащихся;

Создана программа формирования готовности старшеклассников к выбору профессии.

Задачи исследования :

1. Конкретизировать понятия «готовность к выбору профессии», «профессиональная ориентация», «профессиональное самоопределение»; «готовность старшеклассников к выбору профессии».

2. Разработать критерии и уровни готовности старшеклассников к выбору профессии.

3. Определить основные направления организации профориентационной работы в школе.

4. Разработать и апробировать программу «Мое профессиональное «Я» для подготовки старшеклассников к сознательному выбору профессии.

Методологическую основу исследования составляют:

Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, О.С. Газман, В.В. Давыдов, И.А. Зязюн, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, Г.К. Селевко, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн, А.В. Хуторской, Г.А. Цукерман, А.И. Щербаков, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.);

Теория формирования системных образований личности в педагогических концепциях (В.П. Беспалько, А.А. Бодалев, В.И. Гинецинский, Э.Н. Гусинский, В.С. Ильин, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, А.И. Субетто, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.);

Базовые положения современной методологии педагогики и образования (Б.С. Гершунский, В.Е. Гмурман, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, М.М. Прохоров, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, В.Д. Шадриков и др.);

Теоретико-методологические и практические аспекты педагогического проектирования (И.И. Грачева, Ю.В. Громыко, И.И. Ильясов, М.В. Кларин, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, В.М. Соколов и др.);

Концепция профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащейся молодежи (А.Я. Журкина, Е.А. Климов, Т.В. Машарова, Ф.В. Повшедная, Н.С. Пряжников, С.В. Сальцева, В.Д. Шадриков, П.А. Шавир, Т.И. Шалавина, С.Н. Чистякова, А.П. Чернявская и др.).

Теоретической базой исследования являются:

Концепции профессионального развития личности (О.А. Абдуллина, А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Д. Смирнов, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков и др.);

Теоретические основы профориентационного образования (С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, Э.Ф. Зеер и др.);

Положения о факторах профессионального самоопределения школьников, пути повышения эффективности профориентационной работы с молодежью (Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, В.И. Журавлев, А.А. Йовайши, Е.А. Климов, Е.Н. Прощицкая, М.Х. Титма, Б.А. Федоришин, Ж.В. Чайкина и др.).

Методы исследования . Т еоретические методы : изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области педагогики, возрастной и педагогической психологии, психологии труда. Э мпирические методы : наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, опрос (анкетирование, беседа, интервьюирование), анализ документации результатов и экспертных описаний учебной деятельности; методы психодиагностики. Статистическая обработка количественных данных осуществлялась с использованием компьютерных программ (Microsoft Excel, SPSS 15.0 for Windows).

Экспериментальная база , организация и этапы исследования . Работа выполнялась на базе МБОУ СОШ № 49 и МАОУ СОШ № 187. К исследованию были привлечены 162 учащихся 10-11 классов.

Исследование проводилось в три этапа в 2007-2013 г.г.

На первом этапе (2007-2008 гг.) анализ научной литературы исследований позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, цель и объект исследования, сформулировать его гипотезы и задачи, определить методы исследования. Осуществлены выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования на основе изучения научной литературы; выделены основные направления по теме исследования, разработаны программы и методики исследования.

На втором этапе (2008-2011 г.г.) проведена опытно-экспериментальная работа, выявляющая готовность старшеклассников к выбору профессии в процессе реализации программы формирования.

Экспериментальная работа включала в себя констатирующий и формирующий этапы. Констатирующий эксперимент проводился в 2008-2009 учебном году. Формирующий эксперимент - в 2009-2011 годах. В 2011 году проводилась работа по коррекции формирующей программы. Результатом этого этапа явилась разработка программы формирования готовности старшеклассников к выбору профессии.

На третьем этапе (2011-2013 г.г.) анализировались и обобщались итоги проведенного исследования, результатов экспериментальной работы, осуществлялось оформление результатов работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

Конкретизированы понятия «готовность к выбору профессии», «профессиональная ориентация», «профессиональное самоопределение», «готовность старшеклассников к выбору профессии»;

Разработаны критерии и уровни готовности старшеклассников к выбору профессии;

Определены основные направления организации профориентационной работы в школе;

Разработана и апробирована программа «Мое профессиональное «Я» для подготовки старшеклассников к сознательному выбору профессии.

Теоретическая значимость исследования заключается:

В систематизации данных современной педагогики по проблеме формирования готовности старшеклассников к выбору профессии;

В определении ключевого понятия «готовность старшеклассников к выбору профессии»;

В разработке теоретико-методологических оснований организации непрерывного процесса профориентации в учебный процесс школы;

В разработке критериев и уровней формирования готовности учащихся к выбору профессии.

Практическая значимость исследования . Разработанная программа формирования готовности старшеклассников к выбору профессии может быть использована в практике работы общеобразовательной школы, профессиональных учебных заведений, службы занятости и предприятий города. Подготовленные в ходе исследования материалы, позволяющие диагностировать формирование готовности старшеклассников к выбору профессии, внедряются в практику работы МБОУ СОШ № 49 и МАОУ СОШ № 187 Советского района г. Нижнего Новгорода. Результаты исследования могут найти применение в деятельности социальных педагогов, школьной психологической службы, в организации консультативной и психолого-просветительской работы, а также в системе повышения квалификации учителей и работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигалась применением апробированного психодиагностического инструментария, адекватного цели, задачам и предмету исследования, качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами, значительной количественной выборкой испытуемых школьников. Для определения достоверности полученных результатов применялся пакет программы Microsoft Excel for Windows.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования освещены в докладах, сделанных на заседании кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», обсуждались на конференциях и семинарах: I Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социальной коммуникации» (НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, 2010 г.); IV Международная научно-практическая конференция «Образование и общество» (Нижегородский филиал Университета Российской академии образования, г. Нижний Новгород, 2012 г.); Всероссийская научная конференция «Педагогическое образование: история, современность, перспективы (Центр инновационных технологий, г. Казань, 2012 г.); XV Международный научно-промышленный форум «Великие реки - 2013»: «Непрерывное профессиональное образование в сфере устойчивого развития. Психолого-педагогические аспекты развития высшей школы» (ННГАСУ, г. Нижний Новгород, 2013 г.) и др.

Результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях автора, в том числе в изданиях, рекомендованных Решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ: «Известиях Самарского научного центра Российской академии наук» и «Приволжском научном журнале».

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии - это процесс самоопределения, осознание учащимися своих возможностей, личностных смыслов, выстраивание индивидуальных маршрутов своей ориентации в будущей профессиональной деятельности.

Готовность старшеклассников к выбору профессии имеет своеобразную структуру и включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностно-практический и рефлексивно-результативный.

2. В период школьного обучения готовность школьника к выбору профессии развивается в соответствии с несколькими уровнями:

- высокий уровень (старшеклассник осознает социальную значимость профессии, уверен в правильности своего выбора, имеет определенную систему личностных убеждений и ценностных ориентаций, которыми руководствуется в выборе будущей профессии; четко представляет, какие профессиональные умения и навыки необходимы ему для осуществления будущей профессии; испытывает потребность в совершенствовании своих профессиональные умений;

- с редний уровень (старшеклассник осознает социальную значимость профессии, уверен в правильности своего выбора, однако у него нет определенной системы убеждений и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в будущей профессии; недостаточно четко представляет, какие профессиональные умения необходимы ему для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности; сформирован ряд умений, необходимых для профессиональной деятельности, однако нет четкого видения исходных и конечных целей и задач в будущей профессиональной деятельности; отмечаются отдельные стремления в совершенствовании профессиональных умений;

- н изкий уровень (у старшеклассника не сформированы социально-значимые мотивы к выбору профессии, он не имеет убеждений и ценностных ориентаций, необходимых в будущей профессии; не имеет представления, какие профессиональные умения необходимы ему для осуществления будущей профессиональной деятельности.

3. Эффективность программы формирования готовности старшеклассников к выбору профессии обеспечивается следующими педагогическими условиями:

Педагогическая деятельность направлена на ознакомление старшеклассников с различными профессиями, с особым акцентом на профессии, востребованные в современном обществе и в данном регионе;

Целенаправленная самостоятельная деятельность учащегося направлена на выбор индивидуального образовательного маршрута в соответствии с интересами, склонностями и учебными возможностями;

Тесная взаимосвязь и взаимопомощь в вопросах профориентации старшей ступени школы с учебными учреждениями высшего профессионального образования, а также производственными предприятиями региона;

Учет психологических и возрастных особенностей старшеклассников при проведении профориентационной работы в школе;

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, гипотезы, задачи, методологическая основа и методы исследования, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования готовности старшеклассников к выбору профессии» рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме в зарубежной и отечественной педагогике.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что ученые (Т.А. Баканова, С.И. Вершинин, Т.Б. Гершкович, М.Т. Громкова, А.А. Деркач, К.М. Дугай-Новакова, С.В. Егорова, А.Я. Журкина, Л.В. Кондрашевой, Е.А. Климов, А.В. Левченко, П.С. Лернер, Т.В. Машарова, А.И. Мищенко, Н.С. Пряжников, А.Ц. Пуни, М.В. Ретивых, М.С. Савина, С.В. Сальцева, В.А. Сластенин, Е.В. Титов, В.Д. Шадриков, П.А. Шавир, Т.И. Шалавина, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова и др.), обобщая различные подходы к характеристике понятия готовности, выделяют три основных направления: готовность как особое состояние личности, которое проявляется на функциональном уровне; готовность как интегративное проявление личности; готовность как особое психологическое состояние личности, которое может проявляться как на функциональном, так и на личностном уровнях.

Существуют различные научные подходы к структуре готовности. В исследованиях Л.В. Кондрашевой представлены следующие структурные компоненты готовности к деятельности: мотивационный (профессиональные установки и интересы), нравственно-ориентированный (ценностные ориентации, профессиональная этика), познавательно-операционный (профессиональная направленность внимания, памяти), эмоционально-волевой (волевые процессы, обеспечивающие эффективность деятельности), ценностный (самооценка своей деятельности).

А.И. Мищенко основными компонентами готовности считает познавательный (понимание задач деятельности), мотивационный (стремление к деятельности, потребность успешно выполнить обязанности), волевой (умение управлять собой, сосредоточение волевых сил на выполнении задач).

Анализ вышеперечисленных подходов показал, что в педагогической теории понятие «готовность» рассматривается как особое состояние личности (К.М. Дугай-Новакова), как наличие определенных способностей (В.А. Сластенин), как системообразующая установка к деятельности с позитивным результатом (Т.Б. Гершкович, М.Т. Громкова).

Готовность - это сложное, целостное психическое образование, включающее мотивационно-потребностный компонент (желание осуществить определенную деятельность), когнитивный компонент (знания, навыки и умения, необходимые для совершения действия) и деятельностно-практический компонент (практическое применение навыков и умений). В контексте личностно-ориентированной парадигмы образования ученые (А.В. Левченко, Е.В. Титов) рассматривают готовность к деятельности как своеобразную образовательную компетенцию, которая характеризуется через знания, умения, навыки и опыт деятельности обучающегося субъекта.

Опираясь на исследования ученых, в диссертации дается авторская интерпретация понятия «готовность старшеклассника к выбору профессии».

Готовность старшеклассников к выбору профессии, на наш взгляд, имеет своеобразную структуру и включает следующие компоненты: мотивационно-целевой компонент (отражает профессионально-личностную заинтересованность), эмоционально-волевой компонент (обеспечивает умение достигать поставленную цель, минимизирует дезадаптацию в социуме), когнитивный компонент (определяет наличие знаний о профессиях, специфике профессиональной деятельности), деятельностно-практический компонент (характеризуется умелым и грамотным применением знаний при выполнении элементарных профессиональных действий на практике) и рефлексивно-результативный компонент (определяется умением оформлять сводные аналитические данные поисковой проектно-исследовательской деятельности в пояснительной записке к проектной работе и умением проводить сравнительный анализ альтернативных профессий).

Показателями мотивационно-целевого компонента выступают: устойчивый интерес к конкретной профессии; целеустремленность в выборе профессии и в дальнейшем профессиональном обучении; эмоционально-волевой компонент включает такие показатели, как: самостоятельность, дисциплинированность, решительность, настойчивость, выдержка, упорство и эмоциональная устойчивость; когнитивный компонент включает совокупность знаний, необходимых для выполнения профессиональной деятельности; деятельностно-практический компонент включает такие показатели, как: умение принимать смелые решения в сложных ситуациях, отвечать за порученное дело, четко и правильно исполнять задание, стремиться к высокому результату деятельности; рефлексивно-результативный компонент включает проявление твердой личной убежденности в правильности выбора и дальнейшего пути получения профессии.

В период школьного обучения готовность школьника к выбору профессии развивается в соответствии с несколькими уровнями (высокий, средний и низкий уровни). На основании выделенных уровней была выявлена готовность старшеклассников к выбору профессии.

На старшей ступени общеобразовательной школы осуществляется целенаправленная интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к обучению в высшей школе. Поэтому ведущими образовательными задачами этого этапа являются: выполнение обязательных требований к уровню подготовки выпускников; профессиональная ориентация учащихся с учетом их возможностей, потребностей рынка труда; формирование мотивации к дальнейшему образованию, развитие потребностей в самообразовании для социально-профессионального самоопределения; формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности; развитие рефлексивных навыков, позволяющих реально оценить свои возможности, способности и потребности, сделать выбор, принять ответственное решение.

Одним из направлений решения основной задачи профессиональной ориентации, профессионального самоопределения старшеклассников и выбора ими образовательного учреждения для получения профессионального образования, является обеспечение преемственности между школой, вузом и работодателем в обучении и воспитании учащейся молодежи. По мнению Р.М. Зайниева (2012 г.), эффективность взаимодействия школьного и вузовского образования в немалой степени зависит от решения проблемы совместимости стандартов основного общего, среднего (полного) и высшего профессионального образования, а также организации учебного процесса в средней и высшей школе. К числу этих проблем относятся: определение содержания образовательных областей в соответствии с профилем обучения и обеспечение взаимосвязи в содержании, организационных формах и методах обучения в средней школе и вузе; возможность применения различных форм сотрудничества средних школ с вузами (открытие классов, спрофилированных на конкретный вуз, совместные научно-методические конференции, научно-исследовательская работа и т.п.); обеспечение как школьного, по итогам ЕГЭ, так и вузовского контроля уровня общеобразовательной подготовки учащихся; согласование учебных программ, по которым занимаются учащиеся средних школ, с содержанием учебных программ вузов.

Успех в развитии готовности школьников к выбору профессии в комплексе «школа-вуз-работодатель» зависит от того, насколько предъявляемые требования станут «личностно значимыми» для школьника и окажутся способными породить «внутреннее тяготение», «внутреннюю направленность» (К.А. Абульханова, Ю.К. Бабанский) на выполнение этих требований.

При довузовской подготовке старшеклассников обеспечивается профильность обучения, создаются условия для жизненного самоопределения выпускников. Совместная работа и профессиональное общение педагогов школы и вуза способны усилить интерес учащихся, т. к. происходит развитие творческой активности личности, удовлетворение ее запросов, реализация индивидуальных склонностей, способностей в различных сферах деятельности. Все это помогает создавать условия для профессионального самоопределения школьников, их успешного поступления в высшее учебное заведение. Данная система предполагает более активное формирование профильных классов с учетом индивидуальных и личностных особенностей школьников, что позволяет учащемуся успешно адаптироваться в образовательном процессе.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К данным направлениям относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи; банк профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности старшеклассников к выбору профессии » представлены констатирующий и формирующий эксперименты.

В исследовании приняли участие 162 ученика 10-11 классов МБОУ СОШ № 49 и МАОУ СОШ № 187.

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление начального уровня готовности старшеклассников к выбору профессии.

Задачи констатирующего этапа эксперимента: обосновать выбор и разработать психодиагностический инструментарий, позволяющий диагностировать готовность старшеклассников к выбору профессии; организовать и провести психолого-диагностическое обследование; обработать и проанализировать полученные эмпирические данные и дать им психолого-педагогическую интерпретацию.

Для исследования оценки уровня сформированности готовности старшеклассников к выбору профессии использовались следующие психодиагностические методики, направленные на оценку каждого компонента структуры готовности: мотивационно-целевой (диагностика учебной мотивации, авторы А.А. Реан и В.А. Якунин в модификации Н.Ц. Бадмаевой); эмоционально-волевой (диагностика «эмоционального интеллекта», автор Н. Холл); когнитивный (исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации - тест профессиональной ориентации «Карта интересов», автор Е.И. Рогов); деятельностно-практический (методика наблюдения); и рефлексивно-результативный (диагностика уровня развития рефлексивности, автор А.В. Карпов) и методика В.Б. Успенского «Готовность учащихся к выбору профессии».

В экспериментальном исследовании были использованы методы статистического анализа данных, представленные процедурами критериальноуровневого анализа,процентного распределения старшеклассников по уровням,расчета среднего уровневого показателя (СУП)и статистической значимости различий СУПпо критерию (угловое преобразование Фишера).

СУП представляет собой интегральный показатель уровня развития и проявления изучаемого свойства, учитывающий процентное распределение по уровням показателей.

Расчет данного показателя осуществляется для трехуровневой шкалы по формуле:

где a, b, c - процентно выраженные количества испытуемых, находящихся соответственно на 1-ом, 2-ом, или 3-ем уровнях. СУП в нашем исследовании может быть выражен величинами от 1 (нижний показатель, если все обследуемые находятся на низком уровне изучаемого свойства) до 3 (высший показатель возможен в случае, если все обследуемые находятся на высоком уровне развития изучаемого свойства). СУП рассчитывается до сотых долей и очень чувствителен к статистическим различиям между сравниваемыми группами.

По итогам констатирующего эксперимента большинство учащихся обеих групп показали низкий (43,37 % в ЭГ и 48,10 % в КГ) и средний (39,76 % в ЭГ и 36,71 % в КГ) уровень готовности к выбору профессии (методика В.Б. Успенского). Старшеклассники имеют нечеткое представление о будущей профессиональной деятельности, при выборе будущего вуза руководствуются советами друзей или родителей, либо выбирают по степени престижа учебного заведения (см. таблицу 1).

Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили выявить следующие проблемы, препятствующие формированию готовности старшеклассников к выбору профессии: большинство старшеклассников учится из-за социальных мотивов («аттестат без троек», подготовка к ЕГЭ), также присутствуют мотивы престижа (чтобы поступить в вуз (любой), не ходить в армию и т.д.).

Таблица 1 - Начальный уровень готовности учащихся к выбору профессии (методика В.Б.Успенского) по результатам констатирующего эксперимента (n ЭГ =83, n КГ =79)

По результатам констатирующего эксперимента для преодоления выявленных проблем нами была разработана программа формирования готовности к выбору профессии «Мое профессиональное «Я», которая призвана помочь старшеклассникам в выборе профессии. Цель программы : сформировать готовность старшеклассников к выбору профессии, оказание эффективной педагогической поддержки учащимся (помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий); открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии; формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к выбору профессии.

Программа состоит из 4-х блоков: информационный, диагностический, консультационный, итогово-аналитический. Программа рассчитана на 24 занятия.

В программу включены курсы по выбору (34 часа), ориентированные на организацию занятий, способствующих самоопределению старшеклассников в рамках выбранного направления. Для этого организованы модульные курсы по типу профессиональных проб, предоставляющих подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения. Занятия на курсах проводятся 1 раз в неделю по 40 мин.

В процессе реализации программы использовались такие формы работы, как: комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры; консультации по выбору профиля обучения (в индивидуальной и групповой формах); анкетирование; организация и проведение экскурсий (на предприятия города); встречи с представителями предприятий, учебных заведений; профориентационные игры «Три судьбы», «Профессия - специальность»; опросники «Престижная профессия»; дискуссия «Заработная плата работников»; помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

По итогам реализации программы «Мое профессиональное «Я» с целью выявления ее эффективности проведены контрольные измерения динамики сформированности уровней профессиональной готовности у старшеклассников в ЭГ и КГ.

Результаты реализации программы показали следующие изменения в готовности к профессиональному выбору:

В ЭГ мы наблюдаем рост профессиональных (3,61 % / 37,35 %), учебно-познавательных (4,82 % / 20,48 %) мотивов, и снижение социальных мотивов (43,04 % / 26,58 %);

Результаты КГ показывают рост мотивов престижа (12,66 % / 26,58 %), профессиональных мотивов (5,06 % / 13,92 %), но значительно ниже чем в ЭГ. Данное повышение произошло за счет снижения социальных и учебно-познавательных мотивов подростков;

Значительный рост самомотивации у учащихся ЭГ: высокий (8,44 % / 27,71 %), средний (43,37 % / 45,78 %), в КГ этот рост менее выражен: высокий (10,13 % / 13,92 %);

Большинство учащихся ЭГ выбрало профессиональное направление - 71,08 %, тогда как в КГ - 62,03 % учащихся;

Повышение уровня развития рефлексивности в ЭГ: высокий уровень (8,43 % / 13,25 %), средний (54,22 % / 61,45 %), т. е. старшеклассники стали лучше планировать, регулировать и контролировать свои действия. В КГ значимых изменений не наблюдается.

Результаты формирующего эксперимента позволили констатировать положительную динамику.

Динамика полученных результатов в ЭГ выявила статистически значимый уровень осознанного перехода с низкого на средний и высокий уровни готовности старшеклассников к выбору профессии.

В таблице 2 представлено процентное распределение школьников по уровням из расчета среднего уровневого показателя (СУП) и статистической значимости различий СУП по ц критерию (угловое преобразование Фишера). После формирующей работы в ЭГ можем отметить, что в ЭГ не осталось старшеклассников, неготовых к выбору профессии.

Отмечается выраженная динамика по высокому (6,02 % / 30,12 %) и низкому (43,37 % / 13,25 %) уровням. В КГ статистически значимых различий не наблюдалось.

Таблица 2 - Уровни готовности старшеклассников к выбору профессии по итогам формирующего этапа эксперимента (методика В.Б.Успенского), СУП (n ЭГ =83, n КГ =79)

Уровни готовности к выбору профессии

Неготовность (0-6 баллов)

Низкая готовность(7-12 баллов)

Средняя готовность(13-18 баллов)

Высокая готовность(19-24 балла)

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, обобщаются результаты решения поставленных задач, указываются перспективы дальнейшего научного поиска, а также формулируются основные выводы :

1. В исследовании конкретизирована и дополнена сущностная характеристика понятия «готовность старшеклассников к выбору профессии». Мы определяем готовность старшеклассников к выбору профессии как результат пропедевтической деятельности педагогов, направленный на формирование у старшеклассников, с одной стороны, мотивации к выбору будущей профессии, с другой стороны, знаний, умений и компетенций, необходимых будущему специалисту-профессионалу.

2. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии - это процесс самоопределения, осознание учащимися своих возможностей, личностных смыслов, выстраивание индивидуальных маршрутов своей ориентации в будущей профессиональной деятельности.

В диссертации уточнена и дополнена структура готовности старшеклассников к выбору профессии, которая включает следующие компоненты: мотивационно-целевой компонент, эмоционально-волевой компонент, когнитивный компонент, деятельностно-практический компонент и рефлексивно-результативный компонент.

3. Определены критерии и уровни готовности старшеклассников к выбору профессии, разработаны их содержательные характеристики в условиях модернизации образования.

4. По итогам констатирующего эксперимента получены и систематизированы фактические данные, характеризующие уровень готовности старшеклассников к выбору профессии. Большинство учащихся обеих групп показали низкий (43,37 % в ЭГ и 48,10 % в КГ) и средний (39,76 % в ЭГ и 36,71 % в КГ) уровни готовности к выбору профессии (методика В.Б. Успенского). Учащиеся имеют нечеткое представление о будущей профессиональной деятельности, при выборе будущего вуза руководствуются советами друзей или родителей, либо выбирают по степени престижа учебного заведения.

5. По итогам реализации формирующего эксперимента мы провели сравнение полученных результатов с целью выявления эффективности предложенной программы. Мы можем отметить следующие изменения в сформированности готовности к профессиональному выбору: большинство учащихся ЭГ выбрали профессиональное направление - 71,08 %, тогда как в КГ - 62,03 %. Отмечается выраженная динамика по высокому (6,02 % / 30,12 %) и низкому (43,37 % / 13,25 %) уровням. В КГ статистически значимых различий не наблюдается.

6. Результаты контрольного диагностического исследования подтвердили исходную гипотезу автора и показали эффективность разработанной программы по формированию готовности старшеклассников к выбору профессии. Как показало исследование, формирование готовности старшеклассников к выбору профессии может быть достигнуто в процессе реализации следующих условий:

Педагогическая деятельность направлена на ознакомление старшеклассников с различными профессиями, особенно с упором на профессии, востребованные в современном обществе и в данном регионе;

Деятельность психолога-педагога по оказанию помощи старшеклассникам направлена на осознание личностных склонностей, способностей и возможностей их реализации в определенном кругу профессий;

Активная целенаправленная самостоятельная деятельность обучающегося направлена на выбор индивидуального образовательного плана в соответствии с интересами, склонностями и учебными возможностями;

Наличие тесной взаимосвязи и взаимопомощи в вопросах профориентации старшей ступени школы с учебными учреждениями высшего профессионального образования, а также ведущими научными организациями и производственными предприятиями региона;

Учет психологических особенностей современных старшеклассников при проведении профориентационной работы в школе;

Разработанная программа может быть применена в формировании профессиональной направленности в практике взаимодействия с работодателем региона.

Исследование проблемы может быть продолжено в русле изучения влияния сформированности готовности к выбору профессии в школе на успешность учебно-профессиональной деятельности в вузе.

1. Бесклубная, А.В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников / А. В. Бесклубная // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Т. 13. - № 2 (40). - С. 768-770.

2. Бесклубная, А. В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии на современном этапе модернизации школьного образования / А. В. Бесклубная, Е. Е. Щербакова // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2012. - № 3. - С. 226-230.

Статьи в других изданиях

3. Бесклубная, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения абитуриентов / А. В. Бесклубная // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: материалы Междунар. конф. / Гуманитар. ин-т. - Н. Новгород, 2010. - Ч. II. - С. 87-92.

4. Бесклубная, А. В. Профессиональная ориентация старших школьников в условиях модернизации образования / А. В. Бесклубная// Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева. - Н. Новгород, 2010. - C. 283-288.

5. Бесклубная, А. В. Современные представления о творческом потенциале будущих студентов / А. В. Бесклубная // Психология креативности: сб. науч.-психол. ст. / под ред. Г. В. Сорокоумовой; Нижегор. фил. ун-та Рос. акад. образования. - Н. Новгород, 2011. - Вып. 6. - С. 64-68.

6. Бесклубная, А. В. Становление профессионального самоопределения старшеклассников / А. В.Бесклубная // Социально-гуманитарные науки: сб. тр. аспирантов, магистрантов и соискателей. - Н. Новгород, 2011. - С. 122-124.

7. Бесклубная, А. В. Программы по профориентации для абитуриентов вуза / А. В. Бесклубная, Е. Е. Щербакова // Социальные и гуманитарные науки: образование и общество: сб. науч. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф., 20 апр. 2012 г. / Нижегор. фил. ун-та Рос. акад. образования. - Н. Новгород, 2012. - Т. 1. - С. 11-14.

8. Бесклубная, А. В. Анализ программ по профориентации / А. В. Бесклубная, Е. Е. Щербакова // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. сб. ст. и тез. докл. Всерос. науч. конф. / Центр инновационных технологий. - Казань, 2012. - С. 167-169.

9. Бесклубная, А. В.Готовность учащихся старших классов к выбору профессии / А. В.Бесклубная // Труды молодых ученых и аспирантов / науч. ред. С. А. Тихонина; сост. А. Н. Сидоров. - Н. Новгород, 2012. - Вып. 11. - С. 133-135.

10. Бесклубная, А. В. Региональная направленность профориентационной работы старшеклассников / А. В. Бесклубная // Великие реки - 2013: XV Междунар. науч.-пром. форум / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2013. - (Непрерывное профессиональное образование в сфере устойчивого развития «Психолого-педагогические аспекты развития высшей школы»). (0,2 п.л.).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников с учетом их личностных качеств.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2009

    Возрастные особенности формирования личности подростка. Мотивация старших школьников в выборе профессии. Исследование проблемы профессионального самоопределения в ранней юности. Формы профориентационной работы в выборе профессии у старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2016

    Взаимосвязь профессиональных самоопределения и мобильности учащихся с умственной отсталостью. Определение уровня знаний старшеклассников о профессиях, готовности к ее выбору, их профессиональных интересов. Значение трудового воспитания в развитии детей.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    Мотивационная направленность старшеклассников. Выявление индивидуальных интересов, склонностей и способностей личности с целью оказания помощи в выборе профессии. Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации, их автоматизация.

    дипломная работа , добавлен 19.02.2012

    Критерии личностной эффективности профессиональной подготовки старшеклассников. Анализ личностных эффектов допрофессиональной подготовки. Рекомендации по организации кабинета профориентации. Карты для проведения многовариантного типирования интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2004

    Основные особенности формирования у старшеклассников готовности к самообразованию. Анализ факторов, препятствующих эффективному самообразованию школьника: время, самостоятельность. Мотив как направленность школьника на отдельные стороны учебной работы.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2013

    Существующая система заданий для старшеклассников по темам "Формализация и моделирование", "Microsoft Excel" курса информатики. Использование индивидуальных систем заданий в курсе информатики с учетом профессиональной ориентации старшеклассников.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2011

    Ознакомление с качествами личности выпускников кадетских классов, востребованными в профессии офицера. Исследование личностных факторов выбора профессии в подростковом возрасте. Анализ полученных результатов опроса в группе старшеклассников-кадетов.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2017

    Ценностные ориентации юношеского возраста. Анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2010

    Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа подготовки старшеклассников к военной службе. Анализ роли школы в подготовке старшеклассников к военной службе. Открытость школы - условие подготовки старшеклассников к военной службе.

Т.Н. Май, А.Э. Попович

Основы формирования готовности старших школьников к выбору профессии

В статье рассмотрена проблема формирования готовности старших школьников к своему профессиональному самоопределению. Представлена структурная модель, сконструированная на основе воспитательных, образовательных и педагогических систем. Она включает следующие компоненты: цель, задачи, содержание, методы, средства, организационные формы, результат, которые способствуют организации, стимулированию и коррекции системы формирования готовности к выбору профессии у подрастающего поколения.

Ключевые слова: готовность, выбор профессии, моделирование, профессиональное самоопределение, педагогическое воздействие.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у старшеклассника внутренней готовности к самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального и личностного), подготовленности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Ключевым моментом профессионального самоопределения является готовность к осознанному самостоятельному выбору профессии человеком, обеспечивающая проявление и раскрытие его индивидуальных особенностей, интересов и склонностей личности, ориентированная на ближайшую перспективу личностного и профессионального развития.

Понятие «готовность к выбору профессии, профессиональному самоопределению» в педагогической науке рассматривают как:

Устойчивое состояние личности учащегося, в основе которого лежит динамическое сочетание определенных свойств, включающее направленность интересов и склонностей, его практический опыт и знание своих особенностей в связи с выбором профессии;

Внутреннюю убежденность и осознанность фактора выбора профессии, осведомленность о мире труда, о том, какие физические и психологические требования профессия предъявляет к человеку;

Способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я»), анализу профессий и принятия решения на основе сопоставления этих двух видов знаний, т.е. способность к сознательному выбору профессии.

Мы рассматриваем готовность к профессиональному самоопределению как устойчивую характеристику личности, которая конкретизирует их цели и предпочтения, являясь решением, ориентированным на ближайшую перспективу, и включающую в себя личностно-целевой, информационно-гностический и рефлексивно-оценочный компоненты, которые отвечают требованиям содержания и условиям будущей профессиональной деятельности.

Методологическую основу нашего исследования составили разработки в области системного подхода, моделирования, математической статистики (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.М. Глушков, Э.В. Ильенков, В.В. Краевский, В.И. Михеев,Р.С. Немов, Д. А. Новиков, Ю.П. Сокольников, Е.Н. Степанов, Э.Г. Юдин и др.).

Отечественные ученые выделяют принципы моделирования воспитательных, образовательных, педагогических и других систем, прежде всего, с точки зрения целостного, системного, личностного и деятельностного подходов и называют следующие: принцип целостности, принцип коммуникативности (связи), принцип структурности, принцип управляемости и целенаправленности, принцип развития .

Наше исследование показывает, что на практике формирование готовности к выбору профессии у старших школьников осуществляется как взаимодействие воспитанников с учителями, педагогами дополнительного образования, специалистами производства, психологами, а также с предметами труда, в ходе которого происходит их профессиональное развитие.

Решение поставленной в нашем исследовании проблемы потребовало разработки модели системы формирования у старших школьников готовности к выбору профессии. В.В. Краевский, например, характеризует

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

моделирование как познавательную рефлексию, основанную на понятиях, принципах и закономерностях .

Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность), которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании .

Объектом нашего моделирования является система формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы при ее профилизации.

Модель формирования готовности к профессиональному выбору старшеклассников в процессе профильного обучения представляет собой интегративное научно-теоретическое структурирование процесса комплексного сопровождения, построенного на основе принципов системного подхода (целостность, наличие связей между элементами, упорядоченность системы, целесообразность функционирования), включающего функции, компоненты, образовательную среду, результаты и критерии эффективности педагогического управления, отражающего специфику профильного обучения как вариант создания оптимальных условий, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассников.

Прежде чем осуществлять построение выбранной модели, мы определили ее тип, положив в основу структурную модель, имитирующую внутреннюю организацию структуры оригинала.

Центральным системообразующим компонентом модели является ее цель - формирование у старших школьников готовности к выбору профессии. На наш взгляд, учащиеся старшей ступени должны: а) иметь положительную устойчивую мотивацию к профильному и профессиональному обучению; б) осознанно относиться к профессиональному труду и прилагать волевые усилия к выполнению вынужденной работы; в) обладать сформированным логическим и абстрактным мышлением, быть творческими, эрудированными, с адекватной критичностью своих возможностей и способностей; г) проявлять инициативу, активность, направленную на успех, позволяющую доводить начатое дело до конца; д) занимать активную гражданскую позицию, быть наделенными способностью продуктивно и творчески работать в коллективе; е) уважать других людей, бережно относиться к национальным традициям, проявлять культуру общения, поведения, умственного и физического труда.

Цель модели определяет основные задачи: а) оказание помощи старшеклассникам в выявлении своих познавательных и профессиональных

интересов, склонностей и способностей; б) систематическое воздействие на сознание воспитанников с целью расширения и углубления их знаний о профессиональной деятельности, о мире профессий и предъявляемых к каждой из них требований; в) включение учащихся в деятельность, максимально приближенную к профессиональной.

Важным фактором воспитания личности в разработанной нами модели является коллектив. Как известно, коллектив - это совокупность людей, объединенных общими целями, имеющими социально-ценностную направленность, общую деятельность по их достижению и определенные отношения, возникающие в ней.

Нам представляется, что эти компоненты содержания могут успешно формироваться у старших школьников в рамках воспитательного процесса общеобразовательной школы.

В нашей модели инструментарий по организации, стимулированию и корректировке системы формирования готовности к выбору профессии у старших школьников представлен общими методами, организационными формами, средствами целостного воспитательного процесса.

Общие методы воспитания, будучи способами достижения поставленной цели, выступают как способы организации совместной деятельности воспитателей и воспитанников, как способы их взаимодействия. Их использование обусловлено задачами и спецификой той роли, которую играют педагог и учащиеся в процессе формирования у них готовности к выбору профессии.

В воспитательном процессе необходимо задействовать три фактора развития личности: социальную среду, деятельность и возвратно-оценочное влияние педагога. Они и определяют методы нашей модели: методы воздействия на сознание воспитанников, практической деятельности, ее стимулирования, организации воспитывающей среды и осмысления окружающей и своей собственной жизни.

Метод воспитательного взаимодействия со средой в нашем исследовании был преобладающим при реализации различных форм воспитательного процесса, таких как экскурсии, турниры, олимпиады, конкурсы, т.е. там, где есть: а) взаимодействие учеников с природой, обществом, материальным производством, духовным творчеством, с другим человеком; б) изучение, осмысление окружающей жизни, рассмотрение различий

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

во взглядах на мир и устройство жизни; в) действия, предполагающие активную позицию старшего школьника в профессиональной деятельности, самостоятельность и ответственность; г) выбор ценностей в развернувшейся перед ними жизни: добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного.

Метод организации воспитывающей деятельности будет ведущим в теоретических и практических занятиях, тренингах, профессиональных пробах, т. е. там, где есть возможность вовлечь старших школьников в разнообразные виды деятельности, придав ей социально-ценностные черты и через это утвердить активное отношение к реальности. Конкретно это осуществляется при ответах на вопросы: Для кого? Ради чего? (ценностная мотивация); Что почувствовал? Что понравилось? Что обнаружил? Что открыл для себя? (проживание отношений); Что теперь в моей жизни? Что я попробую изменить? (связь деятельности с жизнью); Что это даст другим? (социальный результат деятельности); Как я себя почувствовал? Как я работал? (самоанализ).

Осознание себя, своих возможностей формируется у старшего школьника при осмыслении жизни, личностно-ценностного смысла своей деятельности. Становление автономного внутреннего «Я», развитие способности личности выбирать свою жизненную позицию, умения взять на себя ответственность за выбор составляет педагогическую сущность метода организованного осмысления учащимися разворачивающейся перед ними жизни. Этот метод пронизывает всю систему формирования готовности к выбору профессии, построен на субъект-субъектных отношениях и проявляется в трех формах: рациональная (это нужно, необходимо); эмоциональная (проживание эмоций); практически-действенная (мы это сделали или делаем).

Перечисленные три формы отношений порождают три метода педагогического воздействия, необходимые при формировании у старшеклассников готовности к выбору профессии в общеобразовательной школе. Рациональная форма отношений через логику и разум дает нам метод убеждений. Этот метод реализуется через такие формы, как суждения, аргументация, мнение, сообщение, диалог, дискуссии, обмен впечатлениями, совет, рекомендации. В подготовке к профессиональной деятельности этот метод позволяет организовать обучение на высоком уровне.

Эмоциональное отношение порождает метод оценки, которое может быть открытым и закрытым. Так, открытая педагогическая оценка является поощрением или наказанием и предполагает прямое высказывание эмоционального состояния. В системе формирования у старших школь-

ников готовности к выбору профессии она применяется для оказания сильного эмоционального воздействия с целью получения нужного результата педагогического воздействия. Закрытая оценка выражается через сообщение собственного состояния, предполагаемое состояние другого человека, делегирование оценки другому, или оценку, оттянутую во времени. Она применяется при мягком воздействии на учеников с целью дать возможность осмыслить событие и сделать собственные выводы.

Практически-действенные отношения определяют воздействие, которое производится реальной деятельностью учеников, и этот метод, который в литературе называют методом упражнений, играет важную роль в системе воспитания профессиональных интересов старших школьников . Метод упражнений включает показ-инструкцию, правила, установленные в коллективной деятельности, профориентационные игры и др.

К средствам формирования готовности к выбору профессии относят предметы, являющиеся орудиями труда или имитирующие их, воспитательные средства, несущие в себе те или иные элементы культуры труда, а также приспособления, необходимые для осуществления различных видов трудовой и профессиональной деятельности, например, объемные (модели, коллекции) и печатные (таблицы, картины) пособия, ТСО.

Выбор средств в различных аспектах воспитания зависит от его задач. При их применении они приобретают специфическое содержание. Такой подбор средств с соответствующим содержанием происходит и при формировании у старших школьников готовности к выбору профессии.

Под организационными формами воспитания понимают внешнее выражение совместной деятельности воспитателей и школьников.

В школьной практике в формировании у старшеклассников готовности к выбору профессии используются разнообразные организационные формы, например, профориентационный урок или его фрагменты, занятие школьного факультатива, кружка, объединения, классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью «Знай и умей», лектории «Профессии в новых социально-экономических условиях», «Профессия моя - гордость моя», профориентационные недели, месячники, конкурсы «Лучший по профессии», «Кто больше знает профессий», проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры и др. Могут успешно использоваться трудовые объединения школьников, профориентационное краеведение, КВН, телепередачи «Умницы и умники», шефская работа и др.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

Такие формы работы, как теоретические и практические занятия, профессиональные пробы, тренинги, связаны с методом воспитывающей деятельности. Конференции «Грани профессий», турниры юных математиков, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства определяются методом воспитывающей среды, хотя, как и экскурсии, они могут быть связаны и с методом осмысления разворачивающейся жизни. Органическая взаимосвязанность методов воспитания и воздействия и вытекающих из них средств и форм работы способствует процессу перехода внешнего действия во внутреннее состояние личности, принятие его как ценности и формирования личностно профессионального качества. Комплекс этих качеств и определяет результат формирования у старшеклассников готовности к выбору профессии.

В разработанной модели под результатами формирования у старшеклассников готовности к выбору профессии мы понимаем достижение воспитанниками высокого уровня сформированности готовности к выбору профессии.

Таким образом, представленная модель функционирования системы формирования у старших школьников готовности к выбору профессии может служить для педагогов школы ориентиром в профессиональной ориентации старших школьников при выборе своего будущего.

Библиографический список

1. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник. М., 2008.

2. Макаренко А.С. Выбор профессии // Макаренко А.С. Соч. М., 1958. Т. 5.

3. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М., 1987.

4. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников. М., 1990.

5. Степанов Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Автореф. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 1999.

О. А. Капина

Статья посвящена анализу и уточнению понятия «готовность к выбору профессии» и конкретизации структуры этого вида готовности. Рассмотрены различные виды готовности: готовность к обучению в школе и в вузе, готовность к выбору профессии. Анализ подходов к определению структуры готовности позволил выделить в ее составе два ключевых компонента: личностный (внутренняя позиция) и операциональный.

Ключевые слова: готовность к деятельности, готовность к выбору профессии, структура готовности, внутренняя позиция, операциональный компонент готовности.

А Structure of Psychological Readiness to Choose a Profession

The article is devoted to the analysis of the concept «readiness to choose profession» and structure concretization of the given type of readiness. It also considers various types of readiness: readiness to study at school and a higher educational institution, readiness to choose the profession. The analysis of approaches to determine the structure of readiness allows to single out two key components there: personal (the inward position) and operational, and to specify their content.

Key words: readiness to work, readiness to choose a profession, a structure of readiness, the inward position, the operational component of readiness.

Требования общества и рынка труда к современным подросткам ставят их в ситуацию выбора профессии довольно рано. Раньше система общего среднего образования была устроена так, что принятие решения можно было отложить до 10-11-х классов. Сегодня же, в связи с интенсивной модернизацией системы общего среднего образования, насущная необходимость определиться с выбором профессии возникает уже в 9 классе, а с 10 начинается специализиро-ванная профильная подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение, подготовка к ЕГЭ по профилирующим предметам, обеспечивающим возможность поступления. В то же время актуальными для подростка остаются возрастные потребности: общение со сверстниками, обретение себя, личностные искания. Таким образом, не реализовав до конца потребности подросткового возраста, субъект попадает в сложную критическую ситуацию выбора профессии, которую далеко не всегда готов преодолеть конструктивно и осуществить осознанный выбор. Это определяет актуальность проблем исследования и формирования готовности к выбору профессии.

Готовность к деятельности - это достаточно изученное в психологической литературе поня-

тие. В общем виде готовность представляет собой синтез психологических феноменов, таких как настрой личности перед осуществлением деятельности, внутренняя позиция личности, подготовленность к деятельности. Попытаемся глубже рассмотреть это понятие.

С. Л. Рубинштейн представляет готовность как установку личности. «Установка личности, -пишет С. Л. Рубинштейн, - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление... Это приноровление к деятельности. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают, она зависит от распределения того, что субъективно значимо для индивида» .

Это определение, на наш взгляд, очень близко к понятию внутренняя позиция личности, которое исследовала Л. И. Божович. Анализ понятия по работам Л. И. Божович показывает, что под внутренней позицией она подразумевает единую систему реально действующих мотивов по отношению к окружению или какой-либо его сфере, осознание себя, а также отношение к себе в

© Капина О. А., 2011

Структура психологической готовности к выбору профессии

контексте окружающей действительности. Таким образом, делает вывод Д. В. Лубовский, внутренняя позиция - это единство трех компонентов - рефлексивного, эмоционального и мотиваци-онного . Кроме того, в исследованиях Л. И. Божович, посвященных психологической готовности к школе, внутренняя позиция признается в качестве низшего актуального уровня психического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе .

Внутренняя позиция тесно связана с произвольной саморегуляцией деятельности. Так, Н. И. Гуткина, анализируя готовность к школьному обучению, отмечает: «Для того, чтобы поведение сознательно регулировалось человек должен хотеть что-то сделать, или понимать для чего ему это нужно» . Об этом же пишет и Л. И. Божович, характеризуя процесс самоопределения старших подростков: «... наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным» . Как отмечает Е. М. Борисова, старшие подростки в основном выбирают те виды деятельности, в которых ими достигнут определенный прогресс. Это говорит, по мнению автора, о попытке направить свои интересы в те области деятельности, в которых они имеют определенные достижения и поэтому возможен дальнейший прогресс .

Помимо внутренней позиции и, связанной с ней произвольной саморегуляцией поведения, важной составляющей готовности к деятельности являются общие способности субъекта, его знания, умения, опыт. Такой точки зрения придерживаются А. К. Маркова, В. Д. Шадриков, С. Н. Чистякова, М. В. Ретивых, Н. Ф. Виноградова.

Как убедительно доказано в исследованиях В. Д. Шадрикова и Ю. П. Поваренкова , любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей. Именно способности и опыт субъекта определяют эффективность и успешность выполнения деятельности. Интегральным проявлением способностей, знаний и умений, по мнению В. Д. Шадрикова, является интеллект, уровень которого определяется уровнем развития отдельных способностей, наличием знаний, планов, программ и их связями и целостным характером функционирования .

В отечественной психологической науке интеллектуальные свойства личности чаще всего

трактуются как умственное развитие, которое зависит как от созревания органической основы, создающей предпосылки развития, так и от усвоения общественного опыта. Основываясь на мнении Л. С. Выготского , можно даже сказать, что наиболее значимым является соотношение уровня подготовки и развития субъекта к тому уровню требований, которые предъявляются обществом. Такие требования в отечественной науке представлены социально-психологическим нормативом. Так, например, К. М. Гуревич характеризует социально-психологический норматив школьников как совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения .

Таким образом, в структуре готовности к деятельности можно выделить 2 основных компонента - личностный (внутреннюю позицию субъекта) и операциональный (произвольная саморегуляция деятельности, умственное развитие и опыт). Кроме того, в различных видах готовности можно выделить специфические компоненты, зависящие от особенностей ситуации, в которой находится субъект. Так, например, Н. В. Ни-жегородцева и В. Д. Шадриков в структуре готовности к обучению в школе выделяют 5 блоков учебно-важных качеств: личностно-мотива-ционный, принятие учебной задачи, представление о содержании деятельности, информационный, управление деятельностью . Е. И. Рогов включает социально-психологический компонент . Рассматривая готовность к обучению в вузе, С. Н. Кусакина включает в ее структуру мотивационно-профессиональный, когнитивно-темповый и волевой компоненты .

Анализируя готовность к выбору профессии Н. В. Нижегородцева и О. А. Таротенко определяют ее как интегральное свойство индивидуальности, в структуру которого входят индивидуальные качества, побуждающие, направляющие, регулирующие реальную деятельность, которые развиваются неравномерно и гетерохрон-но . С. Н. Чистякова определяет это понятие как устойчивую целостную систему ПВК личности, в которую входит положительное отношение к избираемому виду деятельности, наличие необходимых знаний, умений и навыков.

М. В. Ретивых понимает ее как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и прак-

О. А. Капина

тической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений .

Исходя из таких представлений, готовность к выбору профессии можно охарактеризовать как системное качество и предположить следующую ее структуру. Содержание внутренней позиции включает в себя мотивационный аспект - профессионально ориентированные интересы, склонности, предпочтения, ценности подростка. Рефлексивный аспект предполагает, в первую очередь, осознание того, что подросток хочет и чего может реально добиться, критичность к оценке своих возможностей и осознание личной ответственности за события своей жизни. Эмоциональный аспект характеризует отношение субъекта к выбору профессии, эмоциональное принятие этой ситуации, положительный настрой на деятельность.

В структуре операционального компонента готовности субъекта мы рассматриваем особенности саморегуляции деятельности, в частности, умение ставить цель, планировать деятельность по выбору профессии, способность принимать взвешенные решения, искать необходимую информацию. Немаловажное значение играют уровень умственного развития подростков, его соответствие социально-психологическому нормативу, а также обученость и обучаемость, что характеризует их подготовленность к освоению программы профильного или профессионального образования.

Этот подход к пониманию готовности к выбору профессии позволяет предположить, что она является системой, в которой несформирован-ность одного из компонентов может привести к сбою всей системы. Это, в свою очередь, может позволить индивидуализировано описывать проблемы подростков, находящихся в ситуации выбора профессии и находить индивидуальный путь сопровождения субъекта, исходя из специфики его проблем.

Библиографический список:

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельд-штейна. - Москва - Воронеж, 1997. - 349 с.

2. Борисова, Е. М. Профессиональное самоопределение (Личност. аспект) [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Е. М. Борисова. - Москва, 1995. -411 с.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - М. : НПО «Образование», 1996. - 160 с.

5. Думенко, Г. А. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Г. А. Думенко // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - № 2.

6. Кусакина, С. Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук / С. Н. Кусакина. -Москва, 2009.

7. Лубовский, Д. В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л. И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования [Текст] / Д. В. Лубовский // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5. - С. 157-171.

8. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадри-ков. - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. -256 с.

9. Поваренков, Ю. П. Профессиональное становление личности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Ю. П. Поваренков. - Ярославль, 1999. - 359 с.

10. Поваренков, Ю. П. Введение в психологию труда [Текст] : учеб. пособ. для студентов вузов / Ю. П. Поваренков. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 134 с.

11. Психологическая диагностика [Текст] / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - СПб. : Питер, 2007. - 652 с.

12. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. -М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,

13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер,

14. Таротенко, О. А. Структура психологической готовности к выбору профессии в юношеском возрасте [Текст] / О. А. Таротенко // Систе-могенез учебной и профессиональной деятельности: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 317 с.

15. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Репр. воспр. текста издания 1982 г. [Текст] / В. Д. Шадриков. -М. : Логос, 2007. - 192 с.

16. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способностей человека [Текст] / В. Д. Шадри-ков. - М. : Логос, 1996. - 320 с.

Структура психологической готовности к выбору професии

Справка

по результатам диагностического исследования

готовности старшеклассников к выбору профессии

Дата: ноябрь

Методика: «Готовность старшеклассников к выбору профессии» (

Цель: определение уровня готовности учащихся 9-ых классов к выбору профессии.

Аудитория: учащиеся 9 А, 9 Б классов.

Результаты диагностического исследования учащихся 9 А класса

Результат

(уровень готовности)

средний уровень

средний уровень

отсутств.

высокий уровень

отсутств.

средний уровень

высокий уровень

отсутств.

отсутств.

отсутств.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

отсутств.

отсутств.

средний уровень

отсутств.

отсутств.

низкий уровень

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

Итого:

Низкий уровень – 2 чел.;

Средний уровень – 14 чел.;

Высокий уровень – 2 чел.

Результаты диагностического исследования учащихся 9 Б класса

Результат

(уровень готовности)

отсутств.

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

высокий уровень

не готов

средний уровень

отсутств.

средний уровень

средний уровень

отсутств.

отсутств.

отсутств.

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

отсутств.

средний уровень

низкий уровень

Итого:

не готов к выбору – 1 чел.;

Низкий уровень – 6 чел.;

Средний уровень – 11 чел.;

Высокий уровень – 1 чел.

Сводные результаты диагностического исследования учащихся 9 А, 9 Б класса

«Готовность старшеклассников к выбору профессии»

Таким образом, анализируя количественные результаты диагностического обследования уровня готовности учащихся 9-ых классов к выбору профессии, можно сделать вывод, что большая часть учащихся (67,6 %) на момент диагностики имеют средний уровень готовности к предстоящему выбору профессии. Высокий уровень, в исследуемых классах, только у 3 респондентов или у 8,1 %, 21,6 % учащихся имеют уровень готовности – низкий.

Резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы. Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

Во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

Во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

В-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу. Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда. Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию. Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

Педагог-психолог _______________Н.В. Кравчук

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История возникновения проблемы профессиональной ориентации. Процесс профессиональной направленности и самоопределения личности в психолого-педагогической литературе. Исследование интересов и способностей старшеклассников и мотивов выбора профессии.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Проблема профессионального и личного самоопределения в старшем школьном возрасте. Эмпирическое исследование личностных особенностей старшеклассников, осуществивших и не осуществивших выбор будущей профессии. Интерпретация результатов исследования.

    дипломная работа , добавлен 01.05.2011

    Теоретические основы профессиональной ориентации подростков. Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества. Возрастные особенности формирования личности подростка. Мотивы выбора профессии.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2002

    Понятие профессиональной пригодности, основные факторы выбора профессии. Основные требования подростков к своей будущей специальности. Психологические приёмы молодежи при выборе профессии, виды профессионального отбора. Цель жизни человека и личности.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2011

    Характеристика профессий, требования к свойствам личности. Особенности представлений о профессии в студенческом возрасте. Организация и результаты исследования взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности и представлений о профессии у студентов.

    дипломная работа , добавлен 16.01.2015

    Выбор профессии и подготовка к трудовой деятельности, одна из наиболее важных задач в развитии и становлении молодых людей. Влияние самосознания (когнитивного компонента "Я") на степень готовности к выбору профессии детей старшего школьного возраста.

    реферат , добавлен 05.10.2011

    Психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении школьников 7-9 классов. Анализ результатов эмпирического исследования профессиональной ориентации школьников. Оценка соответствия профессии жизненным ценностям и целям подростков.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2018

    Мотивация выбора профессии, вековые этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него. Семь шагов для верного выбора профессии. Исследование психологических особенностей старшеклассников и влияния рекламы на определение специальности.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2010



Что еще почитать