Составь каждый из планов?
Попробуем сделать это на примере рассказа
Капля в море
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.
(По Г.Цыферову).
Составить план текста
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на смысловые части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
Вопросный
Тезисный
Назывной
План – опорная схема
Комбинированный
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).
Например:
- Кого поймали в море?
- О чем плакала пойманная черепаха?
- Почему черепаха плакала на самом деле?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например:
- В море поймали черепаху.
- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например:
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например:
-Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например:
- Кого поймали в море?
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.
Написание плана рассказа - обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.
Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее.
Составления плана - обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями.
Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:
При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:
Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов.
Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье .
Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план – опорная схема.
Как составить простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Как составить сложный план .
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Образец сложного плана сочинения, посвященного Бабе Яге, взятый из пародии Марка Розовского.
Баба Яга
I .Вступление.Историческая обстановка в те еще годы.
II . Главная часть. Показ Бабы Яги – яркой представительницы темных сил.Черты Бабы Яги.
а) смелость,
б) связь с народом,
в) вера в будущее.
а) трусость,
б) эгоизм,
в) пессимизм,
г) костяная нога.
III . Заключение
Вопросный план .
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).
Цитатный план.
Цитата- это дословная передача чужого высказывания.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1-й вариант:
1. (цитата);
2.(цитата);
3.(цитата).
2-й вариант
Основные вопросы.
Доказательства (цитаты).
Тезисный план.
Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.
План показывает то, о ЧЕМ нужно сказать. |
Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать. |
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Построение схемы
1.Логико-смысловой анализ текста:
А)членение на законченные смысловые части;
Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;
В)определение главной мысли текста;
Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.
2. Словесно-графическое оформление схемы:
А) озаглавливание;
Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;
В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.
Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.
Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.
Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.
Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.
План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.
Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.
Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:
Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.
Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.
Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.
С чего начать и как закончить:
Несколько советов на дорожку:
Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.
Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.
План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.
Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.
Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.
Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:
Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с , материал будет приятно читать.
Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.
Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.
Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:
Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.
Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.
Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:
Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.
Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.
Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.
Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:
Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.
Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.
Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:
Можете им пользоваться для любых целей.
Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?
Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.
Например, сказку “Колобок” можно представить так:
Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.
Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.
Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:
Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.
Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.
В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся и готовы вам помочь.
А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:
Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.
Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.
Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”
Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.
Какие ошибки здесь допущены:
А вот исправленная версия:
Учитесь писать подобные тексты для , чтобы зарабатывать.
План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.
А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.
Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.
Я желаю вам удачи!
Как научиться писать сочинение по литературе? Ответу на данный вопрос посвящена наша статья. Написание сочинения представляет собой одну из самых сложных и важных задач в обучении. Прежде всего, посмотрим на само это слово. Сочинение... В состав его входит корень "чин". Значение его - "иерархия", "порядок". Другими словами, сочинение представляет собой упорядочение мыслей, которое продиктовано материалом анализа и выбранной темой.
Вопросом о том, как научиться писать сочинение по литературе, часто задаются не одни только школьники, которым это задание никак не дается, но и родители, которые не могут помочь своим детям, а также учителя, ищущие новые методы и способы научить ребят писать этот вид работы. Для многих школьников это настоящая мука, и они не понимают одноклассников, у которых при задании написать сочинение загораются глаза.
Почему так происходит? Все мы - люди очень разные. Кто-то любит фантазировать, выступать, спорить, рассуждать. Таким, как правило, нравится писать сочинения. Часто они даже пренебрегают советами и выполняют работу по наитию. Вопрос о том, как научиться писать сочинение по литературе, перед этими счастливчиками обычно не стоит. А вот другие теряются. Варианты решения этой проблемы - критическая литература, интернет, а также дружба с товарищами-любителями излагать свои мысли в письменной форме. В этой статье мы дадим свой ответ на вопрос о том, как наиболее грамотно написать сочинение.
В школе мы знакомимся с различными видами этой работы: рассуждение, миниатюра, сочинение по литературному произведению и т. д. Каждый из них обладает своей структурой и имеет собственные требования к написанию, о чем не стоит забывать. Например, сочинение-эссе приближает к литературному творчеству. Стоит обращать особое внимание при работе над ним не только на содержание текста, но и на красоту, образность, легкость изложения. А в сочинении-рассуждении присутствуют обязательно три части: это вступление (в которое включаются тезисы), основная часть (примеры и доказательства) и выводы (выражение собственной точки зрения по поводу темы сочинения). Характеризуя миниатюру, отметим, что она состоит из тезиса, а также его пояснения. На данном виде сочинений часто тренируют одаренных ребят для участия в олимпиадах и предметных конкурсах, ведь написать емко и кратко зачастую намного труднее, чем создать стандартную работу, по объему занимающую несколько листов.
Темы сочинения бывают различными. Проблемные - это те, в которых ставятся вопросы эстетического, научного или этического характера. В их формулировку зачастую включается сам этот термин ("проблема"), который подскажет вам, Примеры: "Проблема прошлого в поэме "Мертвые души" Н. Гоголя", "Устроит ли счастье героев Толстого героев Достоевского?"
Сопоставительные предполагают сравнение двух либо более объектов по определенным формулировкой признакам. Обычно включаются в формулировку подобных тем несколько объектов, которые соединены союзом "и". Пример: "Сын и отец Кирсановы в романе "Отцы и дети" И. Тургенева".
Обзорные темы предполагают широкий охват материала, зачастую его репродуктивное изложение (то есть пересказ) и описание. Содержание их иногда составляет рассмотрение трансформации объекта со временем. В тему в некоторых случаях включаются сопоставительные элементы, то есть изменение чего-либо во времени. Подобные формулировки подскажут вам, Примеры: "Изображение войны в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого", "Москва и москвичи в и др.
Раскрывающие особенности мастерства создателя произведения темы требуют хорошего знания понятий литературоведения. Нужно уметь характеризовать героев, видеть особенности повествования, анализировать описания (интерьер, портрет, пейзаж), разбираться в композиции текста. Главное - видеть идейную и эстетическую ценность данных элементов. Пример: "Мастерство Льва Николаевича Толстого в изображении отечественной истории".
Сочинения по цитате предполагают выявление темы данного высказывания, формулирование проблемного вопроса.
Большая часть тем - это смешанные, которые включают элементы вышеописанных видов. Существуют также свободные, которые опираются часто на житейский опыт автора.
Школьников часто интересует то, как научиться писать сочинение-рассуждение. Цель его - убедить в чем-либо читателя, закрепить или изменить его мнение по заданному вопросу. Основой данного вида работы, стержнем его является понятная, четко сформулированная и обоснованная с различных позиций главная мысль, которая должна быть единственной. Отвечая на вопрос о том, как научиться писать сочинение-рассуждение, а также другие виды работ, стоит сказать о некоторых правилах.
Возможно, кому-то они покажутся не такими важными, но проблема в этом случае вряд ли сдвинется с места. Основные неудачи кроются как раз в невнимании к главным правилам.
Сочинение - это жанр, который отрицает переписывание. Выбирая "сочные" фразы и предложения из готовых сочинений по критической литературе, мы этим совсем не обогащаем его, а лишь занимаемся типичным плагиатом. Делая это, мы так и не узнаем, как писать сочинение по теме произведения. Безусловно, ученики должны обращаться к критике, но только для того, чтобы в нужное русло направить собственные мысли, убедиться, что основная мысль понята верно, схвачена суть проблемы.
Философия произведения, раскрытая другими авторами, может оказать помощь для глубокого понимания темы, для внутренней работы. Однако утверждения, выводы, впечатления и мысли должны принадлежать только одному человеку - непосредственно создателю сочинения. "И все-таки, как научиться писать сочинение по литературе в таком случае?" - спросите вы.
Если вам нужно написать работу по конкретному произведению литературы (что является для школьников самым распространенным вариантом), следует в первую очередь прочитать произведение. Не подойдет для этого лишь краткое содержание. Подлинный интерес к литературе можно пробудить, лишь прочитав оригинал. Краткие содержания отражают лишь поверхностный слой, на основе которого глубокая работа с текстом невозможна. Для того чтобы создать хорошее сочинение, следует самостоятельно увидеть в рассказе, поэме или романе необычный сюжет, глубокий смысл, актуальность и талантливое слово.
Очень полезно читать хорошие работы, созданные другими авторами. Образцы их сейчас можно найти во множестве источников. Они будут полезны, когда мы пишем того, где их можно найти, - специальные пособия, сборники, журналы. Прочитав несколько таких образцов, вы оцените особенности стиля, языка автора, структуру.
И, наконец, последнее правило: никогда не садитесь за чистый лист. У вас в голове обязательно должен быть уже некий план, образ будущего текста. Сложно представлять, что и как следует написать, сидя за письменным столом. А вот, например, когда вы выгуливаете собаку, идете в магазин, моете посуду, можете придумать будущее сочинение. Этот метод стоит попробовать - результат приятно удивит вас.
Для того чтобы написать хорошую работу, нужно иметь под рукой план сочинения по литературе. Что же это такое? по литературе неизменно включает в себя следующие три части: это вступление, основная часть и заключение.
Цель вступления - предвосхитить то, о чем будет говориться в основной части. Начало сочинения - это место, где вы можете выразить свои чувства и мысли. Вступление "рекламирует" дальнейший текст, увлекает читателей. Здесь будет уместно употребить интересные высказывания, эпиграфы, а также обозначить общее настроение вашей работы. Как известно, самое трудное - начать. Для того чтобы данная часть получилась у вас удачной, необходимо сформулировать в ней ключевые проблемные вопросы - те, на которые можно получить ответ в рамках предложенной вам темы, а затем, выбрав один-два из них, которые вы будете раскрывать в вашем сочинении, обосновать этот выбор. Рекомендуем также привести термины, которые вы будете использовать в ответе, определить их, что покажет их понимание автором. Не нужно бояться Формулируйте смело вопросительные предложения. Начало сочинения (вступительная часть) иногда кратко характеризует либо само произведение, либо эпоху его создания, если предложенная автору тема предполагает анализ отдельного аспекта.
Основная часть - это раскрытие темы сочинения. Например, если это образ героя, следует рассматривать его целостно, при этом не оставляя немаловажные детали "за бортом" - ведь их для чего-то все-таки отметил создатель произведения. Не следует писать, если тема сочинения вами не до конца понята, если где-то потеряна линия сюжета. Возможно, требуется в этом случае перечитать произведение. Не бойтесь задавать вопросы учителю - он лишь одобрит вашу пытливость и интерес. Основная часть должна представлять собой доказательный и развернутый ответ на вопросы, сформулированные вами во вступлении. В ней вы должны убедить читателя в том, что верно поставили их и правильно решаете. Это самая большая по объему часть. На нее следует обратить особое внимание, размышляя о том, как писать сочинение.
Образец мысли, представленный каким-либо критиком, можно развить, если его идея уж очень сильно вам понравилась: представить собственные наблюдения, объяснить ее своими словами. Оцените потом, связана ли она как-то с основной темой вашей работы, с общим текстом. Но все же предпочтительнее прибегать к цитатам, что подчеркнет вашу подготовленность и осведомленность, будет выглядеть этично.
И, наконец, заключение. Главная задача данной части - это подвести итоги по вашему рассуждению, представленному во второй части, а также по проблемным вопросам, которые были сформулированы вами во вступлении. Следует обобщить выводы, при этом используя термины и ключевые слова, которые входят в формулировку заданной темы: часто в ней присутствуют такие слова, как "пейзаж", "образ", "композиция", "проблема" и другие. В заключительных выводах повторите их. Помните о том, что вступление и заключение по содержанию во многом повторяют друг друга. Только форма меняется от вопросительной к утвердительной.
Следует отметить, что не во всех случаях нужно применять предложенный нами шаблон. решайте индивидуально. Выбор пунктов зависит от читательской зоркости, степени подготовки, умения определять главное. Однако рекомендуется придерживаться плана, который мы составили, тогда не возникнет сложностей с пониманием того, как научится писать сочинения. ЕГЭ, например, оценивает наличие трех элементов - вступления, основной части и заключения.
floritus.ru - Бизнес. Маркетинг. Персонал. Финансы